Новосибирск, весна 2009
В Эфире:

Комментарии (Disqus)

Rambler's Top100
Рейтинг блогов
Рейтинг блогов

Главная | Каталог статей | Статьи - Сфера услуг

Русский киберпанк как жанр современной отечественной литературы

После событий августа 1991 года в области русской литературы появилось множество новых имен. Самым первым в жанре киберпанка в отечественной литературе высказался А. Тюрин. Его признают предтечей жанра русского киберпанка.

В 1992 году вышли две его книги, которые можно считать началом: повесть "Сеть" (в соавторстве с А. Щеголевым) и роман "Каменный век". Тематикой данных произведений стало вмешательство компьютеров в управление человеческим государством, создание цифровых двойников людей. Иначе - взаимодействие человека и компьютера. Естественно, под взаимодействием не имеется в виду, что человек писал с помощью компьютера рефераты курсовые или дипломные работы.

После 2000 года в киберпанк пришли "молодые" авторы: Вадим Панов ("Анклавы"), Алексей Калугин ("Город крыс"), Сергей Лукьяненко ("Лабиринт отражений"), Мерси Шелли ("Паутина") и Игорь Шапошников ("Кремниевое небо"). Но, как бы то ни было, их нельзя в полной мере относить к жанру русского киберпанка. В произведениях идет речь о виртуальной реальности. Но постиндустриальных дистопий в них практически не прослеживается. Уровень знания авторами проблем социологии и политологии укладывается в рефераты по обществознанию, которые они делали в школе.

Произведение Михаила Тюрина «Фантомная боль» - пример попыток создания работы в жанре киберпанка. Однако автор не имел необходимого запаса технических знаний. Свидетельством тому – логические противоречия и технические несоответствия. А потому попытка окончилась неудачей.

Разница между русским и американским киберпанком, несомненно, существует. И это неудивительно. Среда накладывает свой отпечаток. Потому даже рефераты по зоологии, выполненные русским и американским студентом на одну тему, будут совершенно разными.

Основой для американского жанра стал постмодернизм. Причем, мрачный. В свою очередь, русский киберпанк ближе к научной фантастике в традиционном понимании этого явления. Отличие можно проследить лишь на уровне антуража.

Писатель Тюрин более склоняется к постмодернизму, поэтому его сложно отнести к киберпанку русского свойства. Возможно, в его творчестве данный жанр лишь зарождается.

Проза жизни | ИНФОтека | де Мотиватор | VPS Seer | Stream of Life

© 1997-2015 Константин Бояндин
О распространении произведений в электронном виде
Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License.
Хостинг: Contabo GmbH, Германия